Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Кадгарон
Принято
На педагогическом совете
Протокол №_____ от
2021г.
Утверждаю
заведующий МБДОУ с. Кадгарон
_____________Гутиева Л. Р.
приказ № от
2021г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о психологической диагностике воспитанников
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад с. Кадгарон.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад с. Кадгарон (далее - Учреждение) в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»; приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования»; Уставом Учреждения; должностной инструкцией педагога - психолога.
1.2. Настоящее Положение определяет основу проведения психологической диагностики
обучающихся для осуществления комплексного сопровождения образовательного
процесса.
II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
2.1. Цель психологической диагностики - выявление и изучение индивидуальнопсихологических особенностей обучающихся (используется при необходимости).
2.2. Задачи:
2.2.1 выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в Учреждении;
2.2.2 выявление влияния образовательного процесса, организуемого в Учреждении на
развитие обучающегося;
2.2.3 определение на основе оценки динамики психического развития обучающегося его
дальнейшего образовательного маршрута;
2.2.4 определение возможностей и способностей обучающихся в Учреждении.
III. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
3.1. Комплексность и разносторонность в изучении ребенка (сочетание различных
методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также
сочетание методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения
точности диагностического заключения).
3.2. Принцип ответственности: ответственность диагноста за сохранение психического и
физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального
благополучия обследуемого на всех этапах психодиагностического обследования.
3.3. Принцип компетентности: психодиагностическое обследование выполняется всегда
квалифицированными специалистами.
3.4. Принцип конфиденциальности: неразглашение результатов без персонального
согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика.
3.5. Принцип научной обоснованности: психодиагностические методики должны быть
валидны и надежны, то есть давать такие результаты, которым можно вполне доверять.
3.6. Принцип не нанесения ущерба: результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя
использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию.
3.7. Принцип объективности: выводы но результатам тестирования должны быть научно
обоснованными, и никак не зависеть от субъективных установок тех, кто проводит
тестирование.
3.8. Принцип эффективности: дающиеся на основании психодиагностики рекомендации
обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.
IV.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ
4.1. Система психодиагностической работы:
4.1.1. В начале учебного года педагог-психолог проводит диагностику уровня
психического развития воспитанников логопедических и подготовительных к школе
групп.
4.1.2. На основе скрининга и анализа педагогической диагностики педагог- психолог
проводит углубленную диагностику с обучающимися, предположительно имеющими
проблемы в познавательной и личностной сфере. Такие дети обычно и составляют
«группу риска». На основе углубленной диагностики строится коррекционноразвивающая работа.
4.1.3. Повторное диагностическое обследование этих обучающихся проводится в мае
месяце, чтобы иметь возможность определить динамику развития и скорректировать
индивидуальный маршрут развития дошкольников.
4.1.4. В случае запроса родителей (законных представителей) и педагогов
диагностическое обследование включается в процесс консультирования.
4.1.5. Диагностическое обследование проводится после проведения коррекционноразвивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер.
4.1.6. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей). При заключении договора между Учреждением и
родителями (законными представителями) в письменном виде подтверждается согласие
родителей (законных представителей) на участие их ребенка в диагностическом
обследовании.
V. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
5.1. Первый этап включает в себя углубленную диагностику психического развития
обучающихся.
5.1.1. На данном этапе определяются задачи работы с обучающимися, нуждающимися в
психолого-педагогическом сопровождении, и составляются индивидуальные
образовательные маршруты на учебный год. При анализе развития обучающегося на
каждом возрастном этапе учитываются социальная ситуация развития, ведущая
деятельность и те новообразования, которые характеризуют его психику к концу того или
иного периода.
5.1.2. Углубленная диагностика предполагает исследование значимых сфер
обучающегося: познавательной, мотивационно-потребностной, эмоциональ- ноличностной и социальной.
5.1.3. При анализе эмоционально-личностной сферы основными показателями выступают
самооценка обучающегося и его личностные особенности. Не менее важный показатель
успешности развития обучающегося - гармоничность его социальной сферы,
проявляющейся в характере общения со сверстниками и в семье.
5.1.4. Анализ мотивационно-потребностной сферы дает возможность определить
значимые для обучающегося области, актуализировать наиболее проблемные из них, а
также изучить, как формируется социальный мотив.
5.1.5. В ходе анализа познавательной сферы обучающегося изучаются такие психические
процессы, как: восприятие, мышление, воображение, память, внимание.
5.1.6. Психологический инструментарий для проведения углубленного обследования
педагог-психолог определяет индивидуально
5.2. На втором этапе психологического мониторинга проводится диагностика проводится
с обучающимися, показавшими по итогам предыдущих этапов мониторинга снижение
уровня развития по сравнению с возрастной нормой, в отношении которых
реализовывалась психолого-педагогическая коррекция.
5.2.1. Цель проведения второго этапа диагностики - оценка правильности выбранного в
отношении обучающегося маршрута сопровождения, выявление динамики его развития.
По результатам данного вида диагностики педагоги, педагог-психолог, специалисты при
необходимости могут внести коррективы в выбранный маршрут сопровождения,
определить перспективы развития педагогического процесса относительно данного
ребенка с учетом новых задач его развития.
VI. ПРАВА
6.1. В процессе проведения психологического диагностического обследования
обучающиеся имеют права, зафиксированные в Ф3-№273 «Об образовании» и других
нормативно-правовых документах.
6.2. Педагог-психолог имеет право:
- выбирать и использовать в процессе обследования научно и педагогически
обоснованные средства и методы диагностики обучающихся;
- разрабатывать программы обследования обучающихся;
- на организационное и материально-техническое обеспечение диагностической работы.
6.3. Облагающиеся имеют право:
- знать о целях и содержании психологической диагностики, проводимой с ними,
применяемых методах и способах сбора информации;
- на добровольное участие в процедуре диагностики и получении результатов по
проведенному обследованию.
6.4. Родители (законные представители) имеют право:
- получать информацию о планируемых обследованиях обучающихся, давать согласие на
проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их
проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных
обследований обучающихся;
- присутствовать при обследовании обучающихся, обсуждении результатов обследования
и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение
относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания
обучающихся.
6.5. Педагогические работники имеют право:
- знать о целях и содержании психологической диагностики, проводимой с
обучающимися, применяемых методах и способах сбора информации.
VII. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
7.1. В установленном законодательством РФ порядке (№ 273-ФЗ Гл. 5, ст. 48) педагогпсихолог обязан:
- осуществлять диагностические процедуры на высоком профессиональном уровне,
обеспечивать в полном объеме реализацию индивидуальных планов работы в данном
направлении;
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся;
- при проведении диагностики учитывать особенности психофизического развития
обучающихся и состояние их здоровья;
- систематически повышать свой профессиональный уровень в области диагностики и
вести параллельно с использованием методик методическую работу, анализируя по
собранным данным эффективность применения-методики в заданной области.
7.2. В соответствии с законодательством РФ педагог-психолог несет персональную
ответственность за:
- адекватность подбора методик в программу обследования;
- соблюдение всех требований при использовании стандартных методик обследования:
подсчета баллов, интерпретации и прогноза;
5
- конфиденциальность психодиагностической информации, порученной от испытуемых на
основе личного доверия;
- разглашение профессиональной тайны, повлекшей за собой нанесение физического,
морального, психологического ухудшения здоровья обследуемых;
- некорректное и неэтичное применение психодиагностики;
- низкий уровень разработки необходимой документации и обработки результатов
обследования;
- качество и адекватность рекомендаций (обучающимся, родителям (законным
представителям), педагогическому составу) по результатам проведенного обследования;
- жизнь и здоровье обучающихся во время проведения индивидуальной и групповой
диагностики обучающихся;
- необоснованное вынесение заключения по обследованию обучающегося в рамках своей
компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья
последнего;
- несоблюдение прав и свобод личности обучающихся и конфиденциальность полученных
при обследовании материалов;
- ведение отчетной и учетной документации по проведенной диагностике и ее
сохранность;
- несоблюдение правил производственной санитарии, техники безопасности и
противопожарной безопасности во время проведения диагностических процедур.
VIII. ДОКУМЕНТАЦИЯ
8.1. Педагог-психолог Учреждения ведет документацию согласно п.8 Положения о службе
практической психологии в образовании, Положения о ведении отчетной и учетной
документации и должностной инструкции, утвержденных заведующим Учреждения.
8.2. Материал и результаты психологической диагностики хранится в кабинете педагогапсихолога.
IX. ОТЧЕТНОСТЬ
9.1. Педагог-психолог представляет аналитический отчет по отдельным направлениям
диагностики на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума.
9.2. Педагог-психолог в конце учебного года представляет итоговый аналитический отчет,
отражающий проделанную работу за год по всем направлениям, предусмотренным
психологической диагностикой.