Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Кадгарон Принято На педагогическом совете Протокол №_____ от 2021г. Утверждаю заведующий МБДОУ с. Кадгарон _____________Гутиева Л. Р. приказ № от 2021г. ПОЛОЖЕНИЕ о психологической диагностике воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад с. Кадгарон. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад с. Кадгарон (далее - Учреждение) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Уставом Учреждения; должностной инструкцией педагога - психолога. 1.2. Настоящее Положение определяет основу проведения психологической диагностики обучающихся для осуществления комплексного сопровождения образовательного процесса. II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 2.1. Цель психологической диагностики - выявление и изучение индивидуальнопсихологических особенностей обучающихся (используется при необходимости). 2.2. Задачи: 2.2.1 выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в Учреждении; 2.2.2 выявление влияния образовательного процесса, организуемого в Учреждении на развитие обучающегося; 2.2.3 определение на основе оценки динамики психического развития обучающегося его дальнейшего образовательного маршрута; 2.2.4 определение возможностей и способностей обучающихся в Учреждении. III. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 3.1. Комплексность и разносторонность в изучении ребенка (сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетание методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения точности диагностического заключения). 3.2. Принцип ответственности: ответственность диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого на всех этапах психодиагностического обследования. 3.3. Принцип компетентности: психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными специалистами. 3.4. Принцип конфиденциальности: неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. 3.5. Принцип научной обоснованности: психодиагностические методики должны быть валидны и надежны, то есть давать такие результаты, которым можно вполне доверять. 3.6. Принцип не нанесения ущерба: результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. 3.7. Принцип объективности: выводы но результатам тестирования должны быть научно обоснованными, и никак не зависеть от субъективных установок тех, кто проводит тестирование. 3.8. Принцип эффективности: дающиеся на основании психодиагностики рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. IV.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 4.1. Система психодиагностической работы: 4.1.1. В начале учебного года педагог-психолог проводит диагностику уровня психического развития воспитанников логопедических и подготовительных к школе групп. 4.1.2. На основе скрининга и анализа педагогической диагностики педагог- психолог проводит углубленную диагностику с обучающимися, предположительно имеющими проблемы в познавательной и личностной сфере. Такие дети обычно и составляют «группу риска». На основе углубленной диагностики строится коррекционноразвивающая работа. 4.1.3. Повторное диагностическое обследование этих обучающихся проводится в мае месяце, чтобы иметь возможность определить динамику развития и скорректировать индивидуальный маршрут развития дошкольников. 4.1.4. В случае запроса родителей (законных представителей) и педагогов диагностическое обследование включается в процесс консультирования. 4.1.5. Диагностическое обследование проводится после проведения коррекционноразвивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер. 4.1.6. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). При заключении договора между Учреждением и родителями (законными представителями) в письменном виде подтверждается согласие родителей (законных представителей) на участие их ребенка в диагностическом обследовании. V. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА 5.1. Первый этап включает в себя углубленную диагностику психического развития обучающихся. 5.1.1. На данном этапе определяются задачи работы с обучающимися, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении, и составляются индивидуальные образовательные маршруты на учебный год. При анализе развития обучающегося на каждом возрастном этапе учитываются социальная ситуация развития, ведущая деятельность и те новообразования, которые характеризуют его психику к концу того или иного периода. 5.1.2. Углубленная диагностика предполагает исследование значимых сфер обучающегося: познавательной, мотивационно-потребностной, эмоциональ- ноличностной и социальной. 5.1.3. При анализе эмоционально-личностной сферы основными показателями выступают самооценка обучающегося и его личностные особенности. Не менее важный показатель успешности развития обучающегося - гармоничность его социальной сферы, проявляющейся в характере общения со сверстниками и в семье. 5.1.4. Анализ мотивационно-потребностной сферы дает возможность определить значимые для обучающегося области, актуализировать наиболее проблемные из них, а также изучить, как формируется социальный мотив. 5.1.5. В ходе анализа познавательной сферы обучающегося изучаются такие психические процессы, как: восприятие, мышление, воображение, память, внимание. 5.1.6. Психологический инструментарий для проведения углубленного обследования педагог-психолог определяет индивидуально 5.2. На втором этапе психологического мониторинга проводится диагностика проводится с обучающимися, показавшими по итогам предыдущих этапов мониторинга снижение уровня развития по сравнению с возрастной нормой, в отношении которых реализовывалась психолого-педагогическая коррекция. 5.2.1. Цель проведения второго этапа диагностики - оценка правильности выбранного в отношении обучающегося маршрута сопровождения, выявление динамики его развития. По результатам данного вида диагностики педагоги, педагог-психолог, специалисты при необходимости могут внести коррективы в выбранный маршрут сопровождения, определить перспективы развития педагогического процесса относительно данного ребенка с учетом новых задач его развития. VI. ПРАВА 6.1. В процессе проведения психологического диагностического обследования обучающиеся имеют права, зафиксированные в Ф3-№273 «Об образовании» и других нормативно-правовых документах. 6.2. Педагог-психолог имеет право: - выбирать и использовать в процессе обследования научно и педагогически обоснованные средства и методы диагностики обучающихся; - разрабатывать программы обследования обучающихся; - на организационное и материально-техническое обеспечение диагностической работы. 6.3. Облагающиеся имеют право: - знать о целях и содержании психологической диагностики, проводимой с ними, применяемых методах и способах сбора информации; - на добровольное участие в процедуре диагностики и получении результатов по проведенному обследованию. 6.4. Родители (законные представители) имеют право: - получать информацию о планируемых обследованиях обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся; - присутствовать при обследовании обучающихся, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания обучающихся. 6.5. Педагогические работники имеют право: - знать о целях и содержании психологической диагностики, проводимой с обучающимися, применяемых методах и способах сбора информации. VII. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 7.1. В установленном законодательством РФ порядке (№ 273-ФЗ Гл. 5, ст. 48) педагогпсихолог обязан: - осуществлять диагностические процедуры на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию индивидуальных планов работы в данном направлении; - соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся; - при проведении диагностики учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья; - систематически повышать свой профессиональный уровень в области диагностики и вести параллельно с использованием методик методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения-методики в заданной области. 7.2. В соответствии с законодательством РФ педагог-психолог несет персональную ответственность за: - адекватность подбора методик в программу обследования; - соблюдение всех требований при использовании стандартных методик обследования: подсчета баллов, интерпретации и прогноза; 5 - конфиденциальность психодиагностической информации, порученной от испытуемых на основе личного доверия; - разглашение профессиональной тайны, повлекшей за собой нанесение физического, морального, психологического ухудшения здоровья обследуемых; - некорректное и неэтичное применение психодиагностики; - низкий уровень разработки необходимой документации и обработки результатов обследования; - качество и адекватность рекомендаций (обучающимся, родителям (законным представителям), педагогическому составу) по результатам проведенного обследования; - жизнь и здоровье обучающихся во время проведения индивидуальной и групповой диагностики обучающихся; - необоснованное вынесение заключения по обследованию обучающегося в рамках своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего; - несоблюдение прав и свобод личности обучающихся и конфиденциальность полученных при обследовании материалов; - ведение отчетной и учетной документации по проведенной диагностике и ее сохранность; - несоблюдение правил производственной санитарии, техники безопасности и противопожарной безопасности во время проведения диагностических процедур. VIII. ДОКУМЕНТАЦИЯ 8.1. Педагог-психолог Учреждения ведет документацию согласно п.8 Положения о службе практической психологии в образовании, Положения о ведении отчетной и учетной документации и должностной инструкции, утвержденных заведующим Учреждения. 8.2. Материал и результаты психологической диагностики хранится в кабинете педагогапсихолога. IX. ОТЧЕТНОСТЬ 9.1. Педагог-психолог представляет аналитический отчет по отдельным направлениям диагностики на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума. 9.2. Педагог-психолог в конце учебного года представляет итоговый аналитический отчет, отражающий проделанную работу за год по всем направлениям, предусмотренным психологической диагностикой.