Положение о психологической службе. 28.08.2021г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с.Кадгарон

Принято
На педагогическом совете
Протокол №_____ от

2021г.

Утверждаю
заведующий МБДОУ с. Кадгарон
_____________Гутиева Л. Р.
приказ № от
2021г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДЕТСКИЙ САД с. КАДГАРОН.

1

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящее
Положение
определяет
содержание
деятельности
психологической службы, является правовой и организационно-методической
основой организации деятельности.
1.2. Деятельность психологической службы ориентирована на психологическое
обеспечение образовательного процесса, на создание условий для личностного,
интеллектуального и социального развития подрастающего поколения, а также на
охрану здоровья всех участников образовательного процесса.
1.3. Деятельность психологической службы осуществляет педагог-психолог.
1.4. В решении всех проблем педагог-психолог руководствуется интересами
ребенка и задачами его всестороннего и гармоничного развития.
1.5. Педагог-психолог оказывает содействие формированию развивающего
образа жизни для всех участников образовательного процесса, развитию
подрастающего поколения, формированию индивидуальности у детей
дошкольного возраста на всех этапах непрерывного образования; развитию
творческих способностей детей, созданию позитивной мотивации к обучению,
определению психологических причин нарушения личностного и социального
развития у детей дошкольного возраста занимается профилактикой подобных
нарушений.
1.6. Педагог-психолог работает в тесном контакте с педагогическим
коллективом и родителями.
1.7. Важнейшим условием эффективности работы является правильное
понимание психологом и педагогом существа их профессионального
взаимодействия. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к
ребенку, тесное сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как
необходимое условие плодотворной работы.
1.8. На должности педагога-психолога образовательного учреждения могут
работать специалисты с высшим образованием по профильным направлениям.
1.9. Назначение на должность педагога-психолога определяется на основании
документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно
действующим нормативам в системе образования Российской Федерации.
1.10. Педагог-психолог имеет двойное подчинение: по административной и по
профессиональной линиям. Административное управление осуществляется
заведующим МБДОУ детский сад с. Кадгарон. Профессиональное управление
осуществляется РМО педагогов-психологов ДОУ Ардонского района.
1.11. Нагрузка педагога-психолога в образовательном учреждении составляет
18 часов в неделю и определяется Правилами внутреннего трудового
распорядка и регулируется данными правилами с учѐтом, из них:
2

- выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с
участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной
продолжительности их рабочего времени. Исходя из особенностей контингента
воспитанников и образовательного процесса, количество часов работы с
участниками образовательного процесса устанавливается администрацией
детского сада;
- подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе,
обработки анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчѐтной
документации, методическая работа (семинары, педсоветы и т.д.), а
также повышения своей квалификации.
Выполнение указанной работы педагог-психолог может осуществлять как
непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
1.12. Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической
психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями
взрослых. Педагог-психолог ведѐт учет проводимой работы, согласовывает
планирование
и
представляет
отчетность
по
административной
и
профессиональной линиям.
1.13. В
своей
деятельности
педагог-психолог
руководствуется
соответствующими международными актами в области защиты прав и законных
интересов ребенка, законом Российской Федерации "Об образовании”,
Профессиональным стандартом «Психолог в сфере образования», федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о
службе практической психологии в системе Министерства образования РФ,
Положением о психологической службе системы образования МО, Уставом
образовательного учреждения и настоящим Положением.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
2.1. Основная цель профессиональной деятельности - психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольной
организации, а также оказание психолого-педагогической помощи лицам с
ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении
основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации.
2.2. К основным задачам относятся:
- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных
учреждения, выявление основных проблем и определение причин их
возникновения, путей и средств их разрешения;
– содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на
каждом возрастном этапе;
3

– содействие педагогическому коллективу в гармонизации социальнопсихологического климата в ДОУ, психологическая поддержка при подготовке к
аттестации, повышение психолого-педагогической компетентности;
– психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации
их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным
возможностям и особенностям воспитанников;
– профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом
здоровье, а также развитии воспитанников;
–
участие
в
комплексной
психолого-педагогической
экспертизе
профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения,
образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;
– участие совместно с педагогическим коллективом ДОУ в подготовке и
создании условий психолого-педагогической преемственности при переходе со
ступени на ступень в процессе непрерывного образования;
- содействие распространению и внедрению в практику ДОУ достижений в
области отечественной и зарубежной психологии.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
3.1. Педагог-психолог является равноправным членом педагогического
коллектива ДОУ. Он принимает участие в работе педсоветов, педагогических
консилиумов, методических объединений и др.
3.2. Для организации работы педагога-психолога создается психологический
кабинет.
3.3. График работы педагога-психолога согласовывается с администрацией
ДОУ. При составлении графика учитывается необходимость работы по
повышению квалификации.
3.4. На время отсутствия психолога (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) его
обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой
квалификацией.
3.5. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска,
дополнительной учебной нагрузки решаются в соответствии с нормативными
документами Министерства образования РФ.
IV ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
4.1. Психологическое просвещение и психологическая профилактика
4.1.1.Данный вид деятельности осуществляется педагогом-психологом и
определяется необходимостью формирования у педагогов, администрации ДОУ,
родителей (лиц, их заменяющих), а также детей, потребности в психологических
знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, создания
4

условий для полноценного личностного развития и самоопределения на каждом
возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в
становлении личности и развитии интеллекта.
4.1.2. В русле психопрофилактического направления педагог-психолог
осуществляет следующие конкретные мероприятия:
 1.Проводит работу по адаптации детей к детскому саду, дает родителям и
воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в
адаптационный период.
 Проводит
обследование
ребенка
по
определению
уровня
интеллектуального развития с целью выявления детей с отклонениями в
развитии и оказания своевременной коррекционно-развивающей помощи.
 Участвуют в приеме детей в группы коррекционной направленности,
определяет психологическую готовность к школьному обучению с целью
раннего выявления возможных отклонений и их коррекции; предлагает
родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в
подготовке к школе; совместно с педагогами ДОУ намечает программу
индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к
школьному обучению и обеспечению всестороннего и гармонического
развития в процессе школьного обучения.
 Участвует в организации психолого-медико-педагогических консилиумов
с целью психологического анализа поведения и развития детей для
наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей их личности,
склонностей, способностей.
 Ведѐт работу по созданию благоприятного психологического климата в
ДОУ: оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе
(взрослый - взрослый, взрослый - ребенок, ребенок - ребенок);
консультирует педагогов, воспитателей и других работников по
широкому кругу профессиональных и личностных проблем.
 Способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной
деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по предупреждению
и снятию психологической перегрузки членов педагогического
коллектива.
 Проводит анализ плана воспитательной работы, планируемых и
проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения
их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их
развития.
4.2. Психологическая диагностика
4.2.1. Основной задачей данного вида деятельности является диагностика
развития личности детей, углубленное психолого-педагогическое изучение
5

воспитанников на протяжении всего периода дошкольного детства, определение
индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных
возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и
механизмов нарушений в обучении и развитии.
4.2.2. Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как
индивидуально, так и с группами детей.
В русле психодиагностического направления педагог-психолог решает
следующие конкретные задачи:
1. Проводит комплексную диагностику психологической готовности к школе в
подготовительных группах в начале и конце учебного года, разрабатывает
индивидуальные рекомендации на основе анализа результатов.
2. Диагностирует особенности адаптации вновь прибывших детей, выделяя
степени адаптации и факторы риска дезадаптации.
3. Проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с
целью определения хода его психического развития, соответствия развития
возрастным нормативам.
4. Проводит изучение особенностей детей, их интересов, способностей и
склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе
воспитательной работы, помощи в личностном самоопределении.
5. Проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками,
выявляет психологические причины нарушений общения.
6. Совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют
дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом
развитии.
4.3. Психологическая коррекция
4.3.1. Данный вид деятельности предполагает активное воздействие педагогапсихолога на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности
детей. Этот вид деятельности определяется необходимостью обеспечения
соответствия развития детей возрастным нормативам, оказания помощи
педагогическому коллективу ДОУ в индивидуализации воспитания и обучения
детей, в развитии их способностей и склонностей. Особое место в данном
направлении занимает совместная деятельность педагога-психолога по разработке
коррекционных программ совместно с другими специалистами: логопедами,
инструктором по физвоспитанию, старшим воспитателем и др. – в процессе
обучения и воспитания, в коррекции поведения детей.
4.3.2. Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы
разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей,
определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят строго
индивидуальный, конкретный характер.
4.3.3. В ходе психокоррекционной работы:
6

1. Психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в
осуществлении программ, направленных на развитие, как отдельных сторон
психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка
на каждом возрастном этапе.
2. Психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в
осуществлении программы коррекции, направленные на устранение отклонений в
психическом развитии ребенка
3. Развивающая и психокоppекционная работа может проводиться:
- в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми;
- в процессе специальной работы психолога с группами детей;
- в русле воспитательных мероприятий;
- в формах, подразумевающих участие родителей и других родственников
ребенка.
4.3.4. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех
случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического
поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а также
не требуют применения более строгих мер административно-воспитательного
характера, что устанавливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях,
когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую,
дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем
самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен
специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или
консультанта.
4.4. Консультативная деятельность
4.4.1. Данный вид деятельности направлен на консультирование взрослых и
детей по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях образовательного
учреждения.
4.4.2. В русле консультативной деятельности педагог-психолог консультирует
родителей (законных представителей), администрацию, педагогов ДОУ по
проблемам обучения и воспитания детей в русле педагогики сотрудничества,
проводит индивидуальное или групповое консультирование участников
образовательного процесса по проблемам обучения, личностного развития,
жизненного самоопределения, по проблемам общения.
4.4.3. В русле консультативного направления педагог-психолог решает
следующие конкретные задачи:
1. Консультирует администрацию ДОУ, специалистов, воспитателей, родителей
по проблемам психологии обучения и воспитания детей, психологической основы
педагогики сотрудничества.

7

2. Проводит индивидуальное и групповое консультирование детей по
проблемам развития, жизненного самоопределения, взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.
3.Способствует повышению психологической культуры педагогов, родителей,
представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых
консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общих и групповых
родительских собраниях, чтением лекций и др.
4. В качестве консультанта принимает участие в планировании учебновоспитательных мероприятий на основании психологических особенностей детей
как возрастных, так и обусловленных условиями воспитания в конкретном детском
учреждении, по вопросам организации самоуправления.
4.5. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации
основных и дополнительных образовательных программ:
1. Формирование и реализация планов развивающей работы с
воспитанниками с
учетом их индивидуально-психологических
особенностей.
2. Разработка программ воспитания и социализации детей, коррекционных
программ.
3. Разработка психологических рекомендаций по формированию и
реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных
воспитанников.
4. Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов
обучающихся с учетом их психологических особенностей.
5. Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной
составляющей результатов освоения образовательной программы,
установленной федеральными государственными образовательными
стандартами.
4.6. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности
образовательной среды ДОУ:
1. Психологический мониторинг и анализ эффективности использования
методов и средств образовательной деятельности.
2. Психологическая экспертиза программ развития образовательной
организации с целью определения степени безопасности и комфортности
образовательной среды.
3. Консультирование педагогов и преподавателей образовательных
организаций при выборе образовательных технологий с учетом
индивидуально-психологических особенностей и образовательных
потребностей обучающихся.

8

4. Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в
проектной деятельности по совершенствованию образовательного
процесса.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
5.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагогпсихолог, как и любой специалист службы практической психологии образования
Российской Федерации, несет персональную профессиональную ответственность
за объективность психологического заключения, адекватность используемых
диагностических
и
коррекционных
методов
работы,
обоснованность
рекомендаций, конфиденциальность информации.
5.2. Педагог-психолог несет ответственность за сохранение протоколов
обследований, документации в соответствии с формами установленного образца.
5.3. Педагог-психолог несет профессиональную ответственность за проведение
своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.
5.4. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность материальнотехнических средств, вверенных ему для работы психологической службы
МБДОУ.
5.5. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог:
–
руководствуется
законодательством
Российской
Федерации
и
распоряжениями Президента Российской Федерации, правительственными и
нормативными документами федерального уровня по соответствующим типам
учреждений образования, настоящим Положением, приказами и инструкциями
Минобразования России, а также документами, приказами и распоряжениями
органов управления образованием субъектов Российской Федерации; Уставом
ДОУ и другими локальными актами.
– рассматривает вопросы и принимает решения строго в границах своей
профессиональной компетенции, не берет на себя решение вопросов, не
выполнимых с точки зрения современных требований психологической науки и
практики, а также находящихся в компетенции представителей других
специальностей (медицина, дефектология, социальная сфера и др.);
– повышает свой профессиональный уровень, изучая новейшие достижения
психологической науки и практики, знает основы возрастной, педагогической
психологии и принципы организации Службы практической психологии в системе
образования;
– применяет современные научно обоснованные методы диагностической,
развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы;
V.

9

– препятствует проведению диагностической, психокоррекционной и других
видов психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими
соответствующей профессиональной подготовкой;
– в решении всех вопросов исходит из интересов ребенка, задач его
полноценного психического и физического развития;
– оказывает необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу
в решении основных проблем образовательного процесса, оказывает необходимую
и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, содействует
развитию психологической грамотности родителей (законных представителей) в
вопросах детской и возрастной психологии;
– соблюдает конфиденциальность имеющейся информации, не распространяет
сведения, полученные в результате психодиагностической и консультативной
работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления
педагогического аспекта психокоррекции или может нанести ущерб воспитаннику
или его окружению;
– ведет запись и регистрацию всех видов психологической деятельности в
соответствии с предлагаемыми образцами отчетной документации.
5.6. В своей деятельности педагог-психолог имеет право:
– рабочее время педагога-психолога организуется в пределах 36-часовой
рабочей недели и регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка
ДОУ с учетом норм практической психологической деятельности с детьми разных
возрастов и различными категориями взрослых;
– самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и
взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности
проведения различных видов работ, выделяя приоритетные направления;
– на создание условий со стороны администрации МБДОУ, необходимых для
успешного выполнения профессиональных обязанностей;
– знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для
профессиональной деятельности;
– обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для
получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей, а
также по вопросам их социального положения и прочих;
– участвовать в работе ПМПК;
- повышать собственную профессиональную компетентность путем
прохождения соответствующих курсов.
VI. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Грамотное
ведение
документации
позволяет
педагогу-психологу
структурировать и систематизировать свою работу.
Перечень обязательной планово-отчетной документации:
10







Положение о психологической службе,
Рабочая программа педагога-психолога,
План работы психологической службы на учебный год,
Журнал регистрации видов работ,
Планы и программы проводимых занятий с воспитанниками,
педагогическим
коллективом,
родителями
(по
направлениям
деятельности:
развивающая,
коррекционная,
просветительская,
профилактическая),
 Аналитико-статистический годовой отчет,
 Результаты психодиагностики (акты, карты, протоколы, заключения,
сводные таблицы, рекомендации).
I.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
7.1. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся и принимаются
на заседании педагогического совета ДОУ .
7.2. Срок данного положения неограничен. Положение действует до принятия
нового, утвержденного на заседании педагогического совета в установленном
порядке.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».