Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Кадгарон Программа по патриотическому воспитанию во второй младшей группе «С чего начинается Родина» Составитель: Бокоева Т. А. Содержание. I. II. Пояснительная записка. 1. Актуальность 2. Цель программы, задачи 3. Система психолого-педагогических принципов 4. Условия реализации программы. Предметно - развивающая среда 5. Нормативно-правовые документы 6. Этапы внедрения программы. 7. Механизм сопровождения программы. Содержательный раздел. Разделы Программы: 1 раздел: Я и моя дружная семья. 2 раздел: Мой любимый детский сад. 3 раздел: Моя малая Родина. 4 раздел: Природа родной республики. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию. III. Ожидаемый результат. 1.Уровни освоения программы 2. Освоение программы на конец года: Материально-техническое оснащение. Список литературы. Приложение. 1. Перспективное планирование по нравственно- патриотическому воспитанию на 2022-2023 учебный год. 2. Конспект НОД «Моя семья». 3. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Моя семья, мой дом» для детей 3-4 лет. 4. Перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию 5.Консультации, анкеты для родителей. 6. Художественное слово. I. Пояснительная записка. 1. Актуальность. Программа «С чего начинается Родина» определяет содержание и организацию первых шагов детей 3-4 лет в нравственно-патриотическом воспитании. Программа позволяет удовлетворить опыт детей в познании окружающего мира; восхищения тем, что видит перед собой ребенок, что вызывает эмоциональный отклик в его душе и чему он изумляется. В программе представлена система работы, которая включает: непосредственно образовательную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность ребенка, а также создания в ДОУ и семье предметно – развивающего пространства. Содержание программы основано на учете возрастных и индивидуальных особенностей детей данной возрастной группы. Программа по патриотическому воспитанию детей младшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Мир открытий», в соответствии с ФГОС и ориентирована на решения задач из разных образовательных областей на основе принципа интеграции, а также в соответствии с рабочей програмой МБДОУ с. Кадгарон. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его души. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родной республике имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами. 2. Цель программы: Способствовать пробуждению у детей интереса и обретения начальных способов бережного отношения к своему предметно- социальному окружению. Задачи программы: Образовательные: -формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. -формировать у детей представление о семье; воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях; -формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому. Развивающие: -развитие художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей. Воспитательные: -воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения; -воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям. -воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества. -воспитание здорового образа жизни. 3. Система психолого-педагогических принципов, положенных в основу рабочей программы: -Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка. -Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации. -Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. -Принцип гуманизации и толерантности воспитательной работы с детьми, ориентация родителей и педагогов на личность каждого ребенка, его свободу и достоинство. Предусматривается ориентация на важнейшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю и отечеству, уважение к вере и национальности. -Принцип ненасилия - обеспечивает педагогу организацию педагогического процесса на ненасильственной основе, создает условия для реального эмоционального осмысления ребенком конкретных поступков; предполагает развитие способности к принятию и пониманию другого человека, формирование ненасильственного отношения к природе, всему живому. -Принцип интеграции педагогической работы со всеми участниками воспитательно – образовательного процесса на основе их социализации через призму этнокультурного, регионального компонента. -Принцип ориентации на зону ближайшего развития. - Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру. -Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. -Принцип семейно – центрированности, направленный на тесное сотрудничество педагогов и родителей. Непосредственная образовательная деятельность планируется с небольшим количеством детей (2-6 человек) и предполагает: -добровольное включение детей в деятельность; - свободное общение и перемещение детей во время деятельности; - открытый временной конец организованной деятельности. В самостоятельной деятельности детям оказывается индивидуальная помощь в решении той или иной проблемы. Важным условием в реализации программы является материнская функция педагога, это: - сердечное и заботливое отношение к каждому ребенку; -живой и постоянный пример воспитателя; -искреннее участие в детских делах и проблемах; -быть веселой и улыбчивой; -активное использование естественных жизненных обстоятельств. 4. Условия реализации программы. Предметно - развивающая среда: -это присутствия в группе реальных предметов и игрушек; -предметные картинки; - созданные альбомы, для рассматривание, причем ребенок должен видеть, как они создаются; -оборудование, дающее возможность применять в самостоятельной деятельности полученные способы действия с предметами, игрушками; -создание уголка сюрпризов, который постоянно обновляется и дает возможность удивляться, а в дальнейшем и действовать. 5. Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ; Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10. 2013 г.); СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада с. Кадгарон; Программа воспитания МБДОУ детского сада с. Кадгарон. 6 Этапы внедрения программы: Сбор информации. Разработка и внедрение программы. Разработка и реализация плана программы. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала. Регулирование выполнения программы. Текущий мониторинг выполнения программы. Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг. 7. Механизм сопровождения программы: 1. Планирование и подготовка Изучение методической литературы. План работы на год. Утверждение плана. 2. Методическое сопровождение Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении. Консультации. Проведение семинарских занятий. Самообразование. 3. Использование результатов работы Подготовка и проведение методических мероприятий. Оформление результатов работы. Написание творческих работ, проектов. 4. Мероприятия поддержки Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников. Взаимодействие с семьей. Сотрудничество с библиотекой. 5. Итоговый анализ Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг). Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг). Оформление результатов работы. Разработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. Разделы Программы с последовательностью решения комплекса поставленных задач, она определяется по 1 раздел: Я и моя дружная семья. Семья – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать. Цель: воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям. Задача: познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной. 2 раздел: Мой любимый детский сад. Детский сад - большой красивый дом, который посещают умные, озорные, любознательные дети. Цель: формировать представления детей о своем детском саду, в который они ходят, формировать представление о главных местах и кабинетах детского сада, его сотрудниках. Задачи: знакомить детей с трудом сотрудников детского сада, учить называть их по имени и отчеству; учить детей ориентироваться в часто посещаемых помещениях дошкольного учреждения; повторить название детского сада, в который они ходят, села в котором живут; развивать речь детей; расширять кругозор, развивать мышление, память, воображение; воспитывать доброжелательное отношение к сотрудникам и уважение к их труду; способствовать развитию доброжелательности и терпимости друг к другу; воспитывать любовь к детскому саду, родному городу. 3 раздел: Моя малая Родина. Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание. Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: название города, природа и полезные ископаемые, символика родной республики. Задачи: формировать представления детей о географических, социальноэкономических особенностях малой Родины, символике родной республики; расширять представления о природных богатствах осетинской земли. 4 раздел: Природа родной республики. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Цель: знакомить детей с природой и животными Северной Осетии. Задачи: расширять представления о природных богатствах: растительном и животном мире; воспитывать любовь к природе и чувства сопричастности к ее сбережению. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию: Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов. 1. Познавательная деятельность. • НОД «Моя семья», «Мой детский сад», «Наш город, фамилия». беседы, посвященные изучению государственных символов России и Республики РСО-Алания. (флаги). 2. Традиции. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского и осетинского народов укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому и осетинскому народам. Для этого проводятся: •Обрядовые праздники: «Посиделки» (они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество). •Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа». 3. Природа и экология. Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, обитателях гор, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. 4. Героическое прошлое (в перспективе на старшие группы). Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как: •Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются: выставка рисунков «Защитники Отечества»; занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки»; «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время. • «Неделя памяти» включающая: занятия, беседы, утренник «День Победы», экскурсия к памятнику погибших воинов. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей. Сегодня в нормативных документах, регулирующих систему ДО, чётко отражается важность нравственно-патриотического воспитания дошкольников: "Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". (Проект "Национальной доктрины образования в Российской Федерации»). «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») «За воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность» («Концепция взаимодействия семьи и дошкольного учреждения») Задача ДОУ вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия. Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся: • Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «День пожилого человека», «Моя семья». • Оформление групповых комнат. • Благоустройство ДО. • Труд бытовой в природе. • Утренники, праздники, экскурсии, соревнования. • Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки». Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки». «Чаепитие в русских и осетинских традициях»; Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве. III. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Программа гражданско-патриотического воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов: o Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. o Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира. o Деятельное отношение к труду. o Усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, в стремлении его к добру и неприятию зла. 1. Уровни освоения программы: Чтобы выявить уровень знаний детей 2-й младшей группы о родном доме, семье, городе, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой: 1. Отношение к окружающим: сверстникам, друзьям, членам семьи и ближайшим родственникам, к взрослым в детском саду. 2. Знания о родном доме (улица, двор, квартира); детском саде (особенности здания детского сада, его помещений, их элементарное назначение). 3. Отношение к народному творчеству. На основе критериев мы выделили уровни: Низкий уровень – Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Знает свое имя и фамилию, членов семьи по именам. Ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком (И.В. – медсестра, А.Т. – рабочий по стирке белья и пр.). Знания о родном городе неустойчивы, часто ошибается в назывании предметов ближайшего окружения. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого. Средний уровень – Ребенок стремится к общению и сотрудничеству, общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству, но иногда забывает отчества родителей. Ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. Имеет элементарные знания о домашних и диких животных, растениях, растущих близ дома, детского сада. Имеет представления о родном городе, знает название улицы, на которой живет, стремится повысить свои знания. Высокий уровень – Ребенок охотно вступает в общение: рассказывает о себе, о своей семье, о близких ему людях; имеет представление о том, что в семье все заботятся друг о друге. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству. Имеет представления о возрасте, различает пол людей, знает их профессии. Имеет представление о родном городе – название города. Знает особенности здания детского сада, его помещений, их назначение. Знает основные предметы быта в группе детского сада, их назначение, материал, из которого они сделаны. Знает 2-3 вида птиц, диких животных, 3-4 вида деревьев, растущих на территории детского сада, 3-4- вида травянистых растений, 2-3- вида лесных ягод, грибов. 2. Освоение программы на конец года: -Знает имена товарищей, близких родственников, сотрудников детского сада; -Ребенок отражает в играх разные сюжеты, есть любимые игры и роли; -Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками; приветлив с окружающими, дружелюбно настроен; -Активно и с желанием участвует в разных видах творческой деятельности, проявляет интерес к деревянной игрушке. -Использует в своей речи песенки, потешки; - Проявляет сочувствие, заботу, стремиться оказать помощь близким людям, товарищам. В 3-4 года дети должны знать: Знать имя, отчество родителей. Знать где работают их родители. Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями. Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым. Знать некоторых домашних и диких животных родной республики; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых. Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них. Материально-техническое оснащение. Дидактические и наглядные пособия. Центр «Я познаю мир» Фото достопримечательностей города Ардон, Д/и «Собери картинку». Д/и «Кто где живёт?», Д/и «Кто, что ест?», Папка «Животный мир Осетии». Центр «Книжкин дом» Журнал «Ногдзау», Центр «Игралочка» Атрибуты к с\р играм «Дом, семья», «Путешествие по городу». Центр «Творческого развития» Материалы и инструменты для творчества: бумага, карандаши, пластилин. Клей, природный и бросовый материал. Раскраски по теме. Центр «Спортивный» Маски для подвижных игр «Наседка и цыплята», Средства ИКТ. Фонотека с записями звуков (разнообразие животного мира) Методическая литература. Художественная литература. Используемая литература. 1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007. 2. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007. 3. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005. 4. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007. 5.Нравственноо-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие Е.А.Киласьевадля педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «Детство », 6.Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перспективное планирование по патриотическому воспитанию на 2021-2022 учебный год. Месяц Раздел Содержание работы Цели Октябрь «Я и моё имя» 1.Беседа «Для чего человеку имя?» 2.Игра «Назови ласково». 3.«Полное» и «неполное» имя. 4. Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…», «Когда мне плохо…». 5. Беседа «Ласковые имена моих близких». Ноябрь «Моя семья» 1. Рассказы детей о -Развивать элементарные представления о дружеских отношениях. -Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом. -Воспитывать в детях желание быть добрым и честным -Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.). -Знакомить детей понятиями «семья», «Члены семьи», функциями семьи. -Продолжать знакомить с народным фольклором. -Учить заботиться о близких. -Дать представление о труде взрослых, различных профессиях; воспитывать уважение к людям труда. Декабрь «Мой любимый детский сад» членах своей семьи. 2. Выставка семейных фотографий. 3. Заучивание потешек, о семье. Чтение «Петушок с семьей» К. Д.Ушинского. Разучивание пальчиковой игры «Этот пальчик - дедушка….» Сюжетно-ролевая игра «Семья» 4. Проблемная ситуация «Бабушка болеет» 5. Презентация для детей «Все работы хороши». 1.Беседы «Моя группа», «Мои друзья». 2.Рассмотреть иллюстрации на тему «Детский сад» -Развивать элементарные представления о дружеских отношениях. 3. Беседа «Кого мы Январь Февраль Март -Помочь понять, что играть называем добрым и вместе веселее, легче честным?». справиться с любым делом. 4. Чтение песенок, -Воспитывать в детях потешек о детях желание быть добрым и 5.Театрализованная честным деятельность: -Знакомить с малыми инсценировка русской фольклорными формами народной сказки (потешки, песенки, загадки и др.). «Репка». -Развивать разговорную речь детей, -Действовать согласно взятым на себя ролям. 1.Беседа «С кем я -Развивать представление о дружу», том, что такое дружба. Игры «Ласковые слова», -Помочь понять некоторые «Я тебя прощаю». причины возникновения 2.Разыгрывание ссоры, учить простым ситуации«Ссора. Как способам выхода из «Мои помириться?». конфликтов. друзья» -Учить различать эмоции, 3.Просмотр мультфильма «Крошка дать представления о том, Енот и кто сидит в что доброжелательность пруду». помогает людям жить вместе, доставляет радость людям. 1. Беседа с детьми о папе -Дать представление о том, с рассматриванием что мужчина – это защитник фотографий «Мой папа в семьи, Родины. армии». -Познакомить с русскими народными героями, 2. Рассматривание «Наши картины Васнецова «Три защитниками. защитники» богатыря». -Воспитывать у мальчиков 3. Изготовление подарков чувство долга, силы, ответственности, желание для пап. защищать слабых, свою 4. Пение песен, Родину. заучивание стихов об армии. 1.Беседа с детьми о -Дать представление о том, своих мамах. какая мама – добрая, «Моя мама» 2.Изготовление подарков нежная, хранительница для мам. очага. 3.Игра – посиделки -Формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству. -Воспитывать уважение к женщинам, желание оберегать и защищать мам, сестер, подруг. -Знакомить с понятиями 1. Беседа «Улица, на «улица», «адрес». которой я живу». -Воспитывать любовь, 2. Рассматривание уважение к своей улице, фотоальбома «Мой своему селу. город» -Закрепить знание детей о 3. Рассматривание природе России, о русском иллюстраций, кукол в национальном костюме. русских и осетинских национальных костюмах -Знакомить с русскими 4.Беседа «Дорого яичко православными и осетинскими праздниками к пасхальному дню», -Прививать любовь к раскраска «яиц» к Родине. празднику. 1. Беседа о семье, о -Знакомить с понятиями доме, о Родине. «страна», «Родина» 2.Рассматривание картин -Формировать с изображением природы представление о разных климатических взаимосвязи: семья-городзон. страна и обобщенном 3.Заучивание понятии слова «Родина» стихотворения «Родина» -Дать представление об А. Александровой обширности родной страны, 4.Выучить с о ее многообразности музыкальным природных зон. руководителем песню о -Прививать любовь к Родине Родине . «Ладушки в гостях у бабушки». 4.Пение песен, чтение стихов о маме. Апрель «Мой родной город » Май «Наша Родина – Россия» Приложение 2. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 г. Ардон Конспект НОД по нравственнопатриотическому воспитанию на тему «Моя семья» вторая младшая группа. Составила: воспитатель Козаева И.В. Программное содержания: Цель: Систематизировать представления детей о семье Задачи: Образовательные: формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи; формировать понятие: мой дом, моя семья. Развивающие: 3. Развивать умение выражать свои чувства по отношения к близким людям; развивать диалогическую форму речи. Воспитательные: Воспитывать привязанность ребенка к своему дому, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Демонстрационный материал: Кукла, домик для куклы, картинки членов семьи, волшебный сундучок, набивной мяч, мольберт Раздаточный материал: Сердечки из картона, картинки с изображение семьи. Предварительная работа: Рассматривание семейных фотографий. Рассказы детей о своих близких. Разучивание стихов о папе, маме, бабушке, дедушке, сестренке. Разучивание пальчиковых игр. Беседа о семье в нерегламентированное время. Дидактические игры «Чей малыш?», «Кто в домике живет?», строительные игры «Мебель для дома», «Дом для кукол». Чтение художественной литературы: Чтение «Петушок с семьей» К. Д.Ушинского. Дидактические игра: «Назови ласково». Сюжетно-Ролевые игры: «Строим дом», «К нам гости пришли». Пальчиковые игры. «Моя семья», «Дом».( на русском и осетинском языках). Ход мероприятия. Воспитатель: Собрались все дети в круг твой друг, -Я твой друг и ты - мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. – А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся с ними. Дети: Здравствуйте! Воспитатель: А теперь, я с вами ещё раз поздороваюсь! Игра «Здравствуйте, ребята!» Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы, ребята, поросята (Нет) Вы, ребята, котята? (Нет) Вы, ребята козлята (Нет) А кто вы? У вас есть имя. Дети: Да Воспитатель: Ну-ка, ну-ка, не молчите и скорей их назовите! Дети: Дети называют своё имя, передавая предмет друг другу. Воспитатель: Ну вот, теперь наши гости знают, что вы не козлята и не котята, а дети, у которых есть имя. Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит. Давайте-ка его рассмотрим, повторяйте за мной Пальчиковая игра «Дом» У дома есть крыша, (Руки треугольником над головой.) У дома есть дверь, (ладони перед грудью.) А в двери есть замок: (Скрестить пальцы ладоней в кулак.) Кто его откроет бы смог? (Покрутились скрещенными в замок пальцами.) Тук-Тук-Тук, тук-тук-тук, открывай - я ваш друг! (Кулачком стук по ладони.) Воспитатель: Что-то никто не открывает, постучу ещё разок: тук-тук-тук! (Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется Эмилия.) Здравствуй Эмилия! Какой красивый у тебя дом! С кем ты живешь в нем? Эмилия: Здравствуйте, ребята, послушайте стихотворение и узнайте: У меня есть мама, У меня есть папа, У меня есть дедушка, У меня есть бабушка, У меня есть братик, А у них есть я. Это вся моя. Дети: Семья Эмилия: Правильно, молодцы, я живу в этом доме со своей семьёй. Мы живем дружно, помогаем и заботимся друг о друге. Воспитатель: Ты знаешь, Эмилия, у каждого из наших детей тоже есть семья! Правда, ребята? Дети: Да Воспитатель: Присаживайся на стульчик, мы тебе расскажем о семье. Дети садятся полукругом. Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы, ребята, подскажете Эмилии, про кого она: Кто вас будит по утрам, Кто любовью согревает, Все на свете успевает, Кто тебя всегда утешет, И умоет, и причешет, В мире нет её родней Справедливей и добрей. Это кто, скажите прямо! Ну, конечно, это…. дети: Наша Мама. Воспитатель: Правильно, мама! Вы любите сваю маму! Дети: Да Воспитатель: Ребята, вот посмотрите, какой у меня есть волшебный сундучок. Давайте наполним сундучок ласковыми словами для мамы. Я открою сундучок: ваши слова будут долетать и наполнять его. Итак, начнём! Мама какая? Наводящие вопросы воспитателя: - Когда мама обнимает вас, целует, жалеет, она какая? (Ласковая, добрая, милая, нежная.) - Когда мама модно одевается, какая она? (Красивая.) - Когда мама улыбается, смеётся, какая она? (Весёлая.) - А если вы маму любите, то она какая? (Любимая). - Когда мама заботится о вас, какая она? (Заботливая.) - Если мама занимается хозяйством, делает много домашних дел, какая она? (Трудолюбивая, хозяйственная.) Воспитатель: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в волшебный сундучок. А пока его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись. Воспитатель: Ребята я вам прочту еще одну загадку, а вы скажите о ком она: Может он футбол играть, Может книжку вам читать, Может рыбу он ловить, Кран на кухни починить Может прокатить тебя Вместо быстрого коня Для тебя всегда герой Самый лучший. (папа) мой. Воспитатель: Молодцы! Конечно, это папа. Ребята, вы папу любите? Дети: Да Воспитатель: А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и соберем в него ласковые слова для Папы. Папа какой? Дети: Ответы детей. (Смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый, весёлый, сильный) Воспитатель: Молодцы, ребята! Много хороших слов и для папы вы подобрали. Давайте теперь сундучок наш закроем, он нам ещё пригодится. А теперь давайте поиграем в игру «Кому что подходит». В обруче лежат разные предметы, мальчики должны выбрать из них те, которые подходят для папы и положить их в синюю корзину, а девочки те, которые подходят для мамы и положить их в зеленую корзину. Один, два, три игру начни! Теперь давайте проверим, правильно ли ребята разложили предметы, которые они выбрали для папы (мамы). Эмилия посмотри, справились ребята с заданием? Эмилия: Все предметы разложили правильно, молодцы. Воспитатель: Послушайте ещё одну загадку: Я у мамы не один, У неё ещё есть сын, Рядом с ним я маловат, Для меня он — старший … Дети: Брат. Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка: Мама с папой говорят, Что теперь я — старший брат, Что за куколка в коляске плачет? Видимо, от тряски? В ванной ползунков гора! Брату кто она? … Дети: Сестра. Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка: Она любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша. (бабушка) Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка: Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед — Мой родной, любимый. (дед) Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы. (Выставляет картинку с изображением всей семьи). Дети, их родители, бабушки и дедушки все вместе – это одна… Дети: Семья. Воспитатель: Семья – это мама, папа, и дед, Бабуля готовит нам вкусный обед. В семье еще братья и сестры бывают, В семье все любят меня и ласкают, И лучше семьи ничего не бывает! Воспитатель: Эмилия посмотри, какие ребята у нас молодцы! Понравилось тебе у нас в гостях? Эмилия: Да, мне очень понравилось! Я рада, что у каждого из вас есть дружная семья! А теперь мне пора домой, ведь в гостях хорошо, а дома лучше. Дома ждет меня моя семья. Воспитатель: Не уходи пока. Давай вместе откроем наш волшебный сундучок. Ребята, произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в сердечко! (Воспитатель с куклой открывает сундучок и показывает сердечки из цветной бумаги.) Воспитатель: Сейчас мы с Эмилией раздадим вам сердечки, а вы вечером подарите их своим родным, при этом обязательно скажете ласковые слова, которые мы сегодня собирали с вами в сундучок. Звучит музыка, дети танцуют, кукла прощается, уходит. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе «Моя семья, мой дом». для детей 3-4 лет. Составила воспитатель: Козаева И.В. Актуальность темы, определение проблемы: В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи». Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому. Паспорт проекта. Тип проекта: краткосрочный, групповой Продолжительность проекта: краткосрочный с 01.11-30.11.2021г. Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели данной группы, родители, специалисты. Цель проекта. Формировать осознанное понимание значимости близких людей в жизни ребёнка, семьи. Задачи проекта: • Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность) . • Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия». • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях. • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. Ожидаемые результаты реализации проекта: • Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. • Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи. • Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. • Понимание значимости семьи в жизни каждого человека. Продукт проекта: Выставка «Генеалогическое древо семьи». Коллекции: «Любимые игрушки нашей семьи», «Подарки осени» и другие. Фотоколлаж «Я и моя семья». Дидактическая игра «Я, Ты, Он, Она- вместе дружная семья» Презентация проекта: Просмотр презентации проекта «Моя семья, мой дом». План реализации проекта в младшей группе «Моя семья, мой дом». Подготовительный этап проекта. Задачи Разработка плана реализации проекта. Выявить уровень знаний у детей о семье. Вызвать интерес к решению поставленной задачи. Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роль в данном проекте. Совершенствовать навыки общения с детьми. Обогатить предметноразвивающую среду в группе для реализации проекта. Формы работы Подбор учебной литературы, книг познавательного характера. Беседы: «Кто есть в моей семье», «Любимые занятия моих членов семьи», «Как зовут моих близких» Рассматривание фотографий своей семьи. «Праздники в моей семье», «Моя бабушка самая хорошая», рассказ детей о братьях и сестрах, рассказы о маме и папе. Консультации, беседы, анкетирование родителей. Подбор художественной литературы, стихов, пословиц, загадок, иллюстраций, физминуток про семью. Разработка конспектов НОД по разным областям. Исследовательский (основной) этап проекта. Перспективно-тематическое планирование проекта Вид деятельности Совместная деятельность Работа с родителями взрослого и детей Познавательно«Здравствуй мир» «Моя Памятка для родителей: исследовательская, дружная семья»; «Правила семейного воспитания». «Кошка и котёнок» Экспериментирова С водой «Как сделать мыльную Консультация для родителей на ние тему: пену?», «Что лучше подойдет «Здоровая семья – счастливый для ребёнок». изготовления праздничного торта? (глина, песок, опилки)». Игровая Дидактические игры и упражнения: «Назови ласково»; «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе)», «Кому что подарить?», «Кому, что нужно для работы?», «Встречаем гостей», «Можно – нельзя», «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», Обыгрование сюжетов: «Семья принимает гостей», «Дочка заболела», «Семья», «Поездка на автобусе», «Дочки матери», Настольные игры: «Большие и маленькие», «Собери семью», «Ассоциации», лото «Продукты», «Одежда», «Мой дом». Семинар – практикум: «Типы семейного воспитания» Цель: определить психологические причины отклонений в семейном воспитании ( выступление психолога). Анкета для родителей: «Игра в жизни ребенка» Трудовая Моделирование ситуаций: «Помоги кукле Маше навести порядок», «Оденем куклу Катю на прогулку». Цель: Обучать детей правильной последовательности одевания, раздевания, складывания снятой одежды после прогулки, умению соблюдать порядок. Приучать к опрятности не только себя, но и кукол. Воспитывать эстетичность и красоту. Наблюдение за трудом взрослых в семье. Цель: Формировать представления о трудовых действиях, используемых инструментах, значимости результатов труда. Продуктивная Конструирование: «Дом для большой семьи», «Домик для маленьких друзей», «Дом для матрёшки». Рисование: «Дома разные бывают», «Красивые воздушные шары для мамы», «Бублики для всей семьи» Лепка: «Любимой мамочке испеку я прянички», «Самолёты». Аппликация: «Дом, в котором я живу», «Красивый цветок для мамы». Фотовыставкапрезентация: «Наши мамочки любимые», «Мой папа лучший друг». Советы родителям по изготовлению генеалогического дерева. Чтение (восприятие художественной литературы) Сказки: К. Чуковский Заучивание дома стихов, «Цыплёнок», «Волк и семеро чистоговорок по теме «Семья». козлят»,"Три медведя», «Сказка Рассматривание семейного о глупом мышонке» А.Маршак, альбома. стихотворений «Вот какая мама», «Посидим в тишине», Е. Благинина, «Моя семья» Д. Габе, С.Капутикян «Моя бабушка», И. Косякова «Всё она»; Заучивание стихотворений Е. Благининой «Вот так мама», Музыкальная Развитие речи Чтение потешки «Ладушки – ладушки». Отгадывание загадок. Проговаривание чистоговорок. Пение колыбельных песен; «Вышла курочка гулять» муз. А. Филиппенко; «Серенькая кошечка» муз. М. Красева; рус. нар. песенка «Ладушки»; муз. ритмические движения «Пляска с платочками»; слушание «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского Чтение русской народной Консультация: «Моя семья – сказки «Три медведя» моя крепость». Рассматривание картины «Коза с козлятами» Беседа «Кто, где работает?», «Как ты помогаешь маме?», «У меня есть брат (сестра), «Дом, в котором я живу», «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи) Заучивание наизусть (пальчиковая игра) «Моя семья» Беседы на тему: «Моя семья». «Мои бабушка и дедушка». «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Как я помогаю дома?», Ситуационная беседа по вопросам: «Что делает ваша семья утром (вечером)», «Где живёт твоя семья», Беседа по вопросам с использованием семейных альбомов: «Расскажи, с кем ты живёшь»; «Ласковые слова для мамы», «Кто такие - родные, друзья, соседи», Рассказы детей о членах своей семьи: «В нашей семье все трудятся», пальчиковая гимнастика по теме «Семья», «Дом». Физминутка «Мама спит». «Бабушка Маланья» русская народная игра. Наблюдения За птицами, транспортом, прохожими людьми, работой дворника; природными явлениями Заключительный этап проекта. Мероприятия Педагогическое наблюдение за дошкольник ами в процессе игр с целью определения зн аний по теме проекта. Анализ результатов ди агностики дошкольников. Ожидаемый результат Выявление уровня знаний по теме проекта. Выставка совместных работ детей и родителей «Генеалогическ ое дерево моей семьи». Фотовыставка «Я и моя семья» Просмотр презентации: «Моя семья, мой дом». Тематическое мероприятие: НОД «Весна в моём городе». Презентация результатов проекта. Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. Подтверждение актуальности реализации данного проекта. Дети владеют понятием «семья», имеют представления о родственных отношениях, понимают значимость семьи в жизни каждого человека. Дети называют свою малую Родину город Ардон. Приложение 4. Перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию во 2 младшей группе Формы работы Анкетирование и опросы Содержание работы Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей; Сроки проведения октябрь Дни открытых дверей Участие родителей в групповых занятиях «Моя семья» ноябрь Наглядная педагогическая информация Педагогическое октябрь, ноябрь, просвещение родителей декабрь, январь, Памятки для родителей февраль, март, апрель, «Известные люди о воспитании любви к Родине» «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду» «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне» Консультирование Как научить детей охранять природу» «Вместе с ребенком смотрим телепередачи о родном городе». «Здоровая семьяздоровый ребенок». Досуговые вечера «Как играли наши дедушки и бабушки» Март февраль «Чаепитие в русских и осетинских традициях»; Приурочено к дню 8 марта. апрель Родительское собрание 1. Нравственные в форме творческой ценности в семье лаборатории 2. Вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей; 3.Провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других. 4.Получить опыт содержательного и конструктивного мышления. Мини - конференция «Родословное дерево» Май пособие должна стать для ребенка открытием, оставляющим след в «памяти сердца». Приложение 5. Анкета для родителей «Игра в жизни ребенка» Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в анкетировании в рамках развития сотрудничества детского сада и семьи в области развития игровой деятельности детей. 1. Что наиболее важно, по Вашему мнению, для развития вашего ребёнка? (подчеркните нужное) а) спорт б) рисование в) чтение книг г) общение, игры д) другое 2. Какие игры предпочитает Ваш ребёнок? Какие игрушки для него наиболее интересны? 3. Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребёнка? а) из игр детского сада б) телевидения и компьютерных игр в) другое 4. Чем преимущественно занимается Ваш ребёнок в свободное время? а) играет б) ходит за вами следом в) гуляет на улице г) другое 5.Какая любимая игра у Вашего ребёнка? 6.Сколько времени проводит Ваш ребёнок за компьютером и телевизором в день? 7.Предлагаете ли вы своему ребёнку игры своего детства? Какие? 8.Играете ли вместе с ним? а) да б) нет Благодарим за участие в анкетировании! Консультация для родителей на тему: «Моя семья –моя крепость» Любовь – это встреча навсегда. Мать – теплица любви. Отец – открыватель возможностей. Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение. О. Бальзак. Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь её потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? В чём видят своё детское счастье дети? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля. Вывод один: счастлив тот ребёнок, который растёт на благодатной семейной почве, согрет и защищён. Кого во все века считали и считают обиженным судьбой, самым обездоленным и достойным жалости? Сироту – человека по тем или иным причинам лишённого отца и матери. И нет напасти хуже, чем семейный разлад. На первое место выходит семья – самое главное понятие для маленького человека, несоизмеримое ни с чем. Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему имея всё это, многие дети часто страдают? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Ребёнку нужно, чтобы его любили, понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы рядом были отец и мать. Старший дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей духовнонравственных чувств. В данной ситуации семья – главный источник воспитания ребёнка. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, гуманность, регулирующие поведение человека. Поведение человека оценивается по степени соответствия определённым правилам. А этим правилам научиться ребёнок может в семье, члены которой соблюдают эти правила. Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы! Процесс становления личности и её духовно-нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в обществе. И поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребёнку «путеводную нить» в среде семьи. Итак, семья. Очертим функциональный образ семьи. Репродуктивная функция семьи заключается в воспроизводстве родителями новой жизни, в продолжение рода. Хозяйственная функция в общественном производстве жизненных средств, необходимых для нормальной жизни семьи. Воспитательная функция. Семья выступает как активный фактор формирования личности, его духовно-нравственной стороны. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы и устремления, опыт социального общения старших, семейные традиции и обычаи, атмосфера родного дома часто имеют решающее значение в воспитании детей. Функция общения. Общение родителей и детей имеет огромное значение для их интеллектуального, эмоционального, волевого, духовно-нравственного развития. Формирование таких качеств, как эмпатия, терпимость, сочувствие зависит от качества семейного общения. Дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью ко всякому обращению к ним взрослого, испытывают трудности в отношениях со сверстниками. Функция досуга и отдыха. Для ребёнка семья является организатором его отдыха. Она осуществляет содержательное наполнение досуга, приобщая детей к традициям семьи, художественной деятельности, самообразованию, труду, здоровому образу жизни. Функция творческого развития. Семья предоставляет пространство для развития творческих сил и индивидуальных способностей, так, как в семье ребёнок наиболее свободен, окружён любовью и поддержкой. Ядром всех отношений, которые царят в семье, является функция любви. Любовью должна быть наполнена жизнь ребёнка с самого рождения. Любовь матери – счастье, за которое не надо бороться, не надо никому доказывать, что ты достоин этой любви. Любовь предполагает принятие ребёнка таким, каков он есть, принятие всех его интересов, восприятие ребёнка всегда как части своего «я». Родитель должен «не сковывать, а освобождать, не подавлять, а возносить, не комкать, а формировать, не диктовать, а учить, не требовать, а спрашивать». В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребёнком, его духовно-нравственное становление глубоко индивидуально и неповторимо. Оно закладывается в семье, основывается на достойном примере родителей. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого маленького человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжёлую минуту жизни и в духовном, и в материальном мире. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребёнка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. А нужда в родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причём если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь всё больше выполняет защиту и безопасность внутреннего, эмоционального, духовного мира ребёнка. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержание телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребёнка не должно возникать сомнения в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственность и развить духовность, только любовь способна научить любить. Наши нынешние семьи совсем крохотные по меркам древних. А вот навести в такой семье порядок, удержать от бед и невзгод мы порой не умеем. А в результате страдают дети. Современный мир очень сложен, насыщен информационно, технически, научно. Но о самом главном мы, порой, забываем. Семья – это крепость для детей, защита, помощь, опора. Очень важно, чтобы она стала для ребёнка не просто формальным понятием. Издавна церковь и родители прививали молодым людям самые чистые и глубокие чувства к семейным узам, благословляли на брак духовно, с чистыми помыслами. Очень важно удержать эти понятия для молодых семей и прививать их нашим детям. Духовную нищету детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви нужно учиться всем, причём обучение родителей должно носить опережающий характер. Возрождение России как национального и культурного единства невозможно без восстановления утраченной самобытной культуры. Семья всегда занимала одно из первых мест в традиции русской народной культуры. Семья – это первый коллектив, который даёт человеку представление о жизненных целях и ценностях. Именно здесь он получает уроки милосердия, послушания, покаяния, терпения и трудолюбия. От качества этих семейных уроков зависит духовно-нравственное здоровье не только самого маленького человека, но и нации в целом. Памятка для родителей «Правила семейного воспитания» Уважаемые папы и мамы! Вряд ли простой бумажный лист с памяткой сможет заставить вас по-иному взглянуть на общение с вашим ребенком. Но если вы — человек, который живет не только прошлым, но и настоящим, при этом старается заглянуть в будущее — эта памятка поможет вам сохранить тепло взаимоотношений с вашим ребенком. Повесьте ее в своем офисе, над своим рабочим столом и иногда анализируйте, насколько вы соответствуете требованиям и правилам этой памятки. А еще — иногда читайте строчки стихотворения, в котором выражена огромная просьба ребенка, желающего видеть своих родителей, таких родных и близких, хотя бы изредка! Не заменяйте живое общение с ним на ваши фотографии на его письменном столе! 1. Помните, что ваша семья и ваш ребенок - это самая большая ценность вашей жизни! 2. Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте её в списке своих «больших и важных » дел на «потом». 3. Внятно и доступно объясните своему ребенку, почему вы вынуждены работать с утра до ночи. 4. Познакомьте ребенка со своей работой. Пусть он почувствует, насколько важно и значимо ваше присутствие для многих людей, работающих вместе с вами. 5. Не жалуйтесь своему ребенку, рассказывая ему о вашей работе. Ожидая вас с работы, он не должен думать о том, как вам там плохо. 6. Рассказывайте ребенку о своих успехах и достижениях, демонстрируйте ему свою успешность. 7. Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения домой было максимально интенсивным. 8. Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребенком. 9. Старайтесь сделать вашу беседу с ребенком эмоциональной в положительном плане. 10.Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и узнать его душевное состояние, впечатления от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками. 11.Если есть немного свободного времени, потратьте его на то, чтобы познакомиться и пообщаться с его друзьями и товарищами. 12.Не тратьте вечера на телевизор, необязательные телефонные звонки, уборки и стирки, лучше обнимите своего ребенка и пошепчитесь с ним о самом важном, дорогом и сокровенном и для него, и для вас! 13.Изучайте своего ребенка, знакомьтесь с его внутренним миром вовремя, бойтесь опоздать! 14.Не откупайтесь от своего ребенка подарками, например, за позднее возвращение домой или невыполненные обещания: пройдет немного времени, и он будет ждать не вас, а подарок. 15.Учите вашего ребенка традициям ожидания близких людей дома. Пусть это будет вашим красивым, теплым добрым ритуалом: красивая салфетка на столе, ароматный чай, уютный свет, приятная музыка и родители, которые входят в дом. Пройдет совсем немного времени и родители, заложившие такую традицию, сами будут также ожидать своих повзрослевших детей, чтобы пообщаться с ними... 16.Не обрывайте своего ребенка на полуслове, не спешите, дайте ему выговориться, постарайтесь внимательно выслушать его. 17.Не отталкивайте и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это дает ему эмоциональный заряд на новый день, новые встречи, дает ощущение счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте ребенка этого ощущения! 18.Помните! Лишая своего ребенка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ними в старости! Помните - бумерангу свойственно возвращаться! Консультация для родителей на тему: «Здоровая семья –счастливый ребенок Счастливая семья — здоровый ребенок.» Семья – первая и самая важная ступень в формировании личности человека. Ничто не может сравниться по силе влияния на развитие и здоровье детей с огромной ролью семьи. Семейное воспитание глубоко индивидуально и безгранично. Оно затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не могут быть затронуты общественным воспитанием. Эмоциональный мир, формирующийся в семье, становится фундаментом сферы социальных чувств личности. Воспитание ребенка не требует каких-то особых мероприятий. Малыш, точно губка, впитывает духовнонравственную атмосферу семьи, выстраивает модель «взрослых» отношений, наблюдая образ жизни родителей. Поэтому, для гармоничного развития ребенка обязательно нужно личное счастье мам и пап, нужна гармоничная семья. В счастливой семье намного чаще дети растут здоровыми. С этим утверждением не поспоришь. Существует четкая связь, которую видят и её можно проверить, между состоянием счастья и гармонии в семье и здоровьем ребенка. Мудрая пословица «В здоровом теле – здоровый дух» может читаться и в обратном порядке, подразумевая сильнейшую взаимосвязь тела и души Счастье семьи чаще всего проявляется в отношениях в этой семье. Всем хорошо, уютно, тепло и интересно, любые трудности решаются сообща, благожелательность звучит в словах и видна в делах. О такой семье смело можно говорить — они счастливы. Здесь мирные и гармоничные отношения между супругами, детьми, родственниками, друзьями и коллегами. Ведь это 5 главных областей наших эмоциональных связей, которые являются очень значимыми для человека и больше всего влияют на наше самочувствие. Учитывая факторы, влияющие на здоровье ребенка, можно сказать одно. «Да конечно исправить наследственность (то что уже дано природой, улучшить экологию отдельно взятая семья не в силах. Но уменьшить, или же совсем удалить из жизни ребенка, стрессы из вне, улучшить внутрисемейные отношения каждому родителю под силу. Задача родителей – сделать жизнь ребенка максимально комфортной с учетом всех психологических особенностей. Помните: поведение и здоровье малыша зависит от его реакции на семейные отношения. Возникает напряженная обстановка дома, проблемы на работе, которые вы несете домой, и почему-то ваше чадо жалуется на различные боли, а то и вовсе заболевает. Что это? Это психосоматические явления. Или говоря простым бытовым языком перенос душевного состояния в физическое, когда наше эмоциональное состояние вызывает нарушения функционирования различных органов нашего тела, ослабевая его защитные функции. Малыши учатся жить, изучая и отражая наши отношения в том числе. Многие психологические проблемы и болезни взрослых – это наследство с младенческих времен. Пока ребенок настолько мал, что не в силах физически повлиять на ситуацию, он может лишь косвенным образом заявить о своем мнении. Как заставить любимую маму чаще быть рядом, привлечь ее внимание? Самый действенный и доступный способ – это плач. Если плач не помогает и обстоятельства, по мнению малыша, усугубляются, он идет на крайние меры… заболевает. Цель достигнута. Мама рядом, такая ласковая и заботливая. По первому требованию берет на руки, все время делает какие-то процедуры – осуществляется такой желанный для малыша тактильный контакт. Из-за тревоги о здоровье ребенка мама от него не отходит, а он купается, наконец, в ее внимании. Не стоит, конечно, кидаться в крайности и каждый случай простуды вменять себе как наказание за невнимательность к своему ребенку. Если сын наелся на прогулке вкусного снега, то это, безусловно, не от горя, а от любознательности. Надо постараться ответить не на вопрос «чем болеет мой ребенок? », а на вопрос «почему он болеет? ». Все ли в порядке с психологическим климатом в семье? Фразой «все болезни от нервов» уже никого не удивишь. Так почему же не уделить внимание стрессу самого беззащитного члена семьи? Конечно, проще накормить ребенка пилюлями, чем задуматься о том, что может его беспокоить, но это далеко не лучшее решение проблемы. Идеальных семей, где каждый день все гладко и тихо, не бывает в природе. Усталость от работы, быстрого жизненного ритма, нервы на пределе, претензии супругов друг к другу растут и копятся. Все это приводит к семейным конфликтам. Когда в семье возникают конфликтные ситуации, которые сопровождаются затяжными обидами обоих супругов, это негативно сказывается на здоровье малыша. Настроение его подавленное, ухудшается сон и аппетит, а как следствие этого ослабление организма и болезнь. Даже если по отношению к ребенку нет никаких негативных эмоций, малыш по мимике, по интонации понимает, что не все в порядке в его королевстве. Чтобы улучшить психологический климат в семье, попробуйте следовать некоторым правилам, список которых каждая пара может дополнить по своему усмотрению. • Обстоятельство времени, или своевременность «опасного» разговора. Если уж накипело и хочется высказаться по многим вопросам, подождите, пока малыш уснет. Эта передышка позволит вам немного остыть и более трезво взглянуть на ситуацию. Обсуждайте только то, что действительно требует немедленного решения. В какую школу пойдет ребенок, можно будет решить немного позже. Не перегружайте друг друга проблемами, которые не требуют срочного вмешательства. • Обстоятельство места, или «спорьте на кухне». Соблюдайте простое правило – никаких криков над кроваткой. И уж, конечно, не стоит вырывать дитя из рук друг у друга, когда в очередной раз решите «расстаться навсегда». Оградите кроху от неприятных и, главное, непонятных для него зрелищ и звуков. • Секретность переговоров, или «успокойтесь перед общением с ребенком». Безусловно, ребенок чувствует стресс родителей. Некоторые врачи даже утверждают, что с молоком ребенку поступает информацию о душевном состоянии матери. Если маме плохо, ребенку тревожно. Но можно максимально снизить вредное влияние на малыша. Несколько глубоких вдохов, улыбка своему отражению в зеркале, и вперед – в детскую. Конечно, создавая эмоционально комфортные условия нахождения и развития ребенка в семье мы можем улучшить здоровье ребенка, но также очень важна крепкая эмоциональная связь ребенка со своей мамой. Каждая мама способна помочь ребенку справиться даже с тяжелой болезнью. Она может дать ребенку установку на счастье - и он станет счастливым и здоровым человеком. Но как передать малышу свою любовь? Специалисты считают: прежде всего взглядом и прикосновениями. Как можно чаще с любовью смотрите в глаза ребенка, поглаживайте, прижимайте, подкидывайте, шутливо с ним возитесь. И еще огромное значение для ребенка - имеет мамин голос. Если мама предъявляет к ребенку много претензий, распекает, что он не такой, как хотелось бы, ребенку как бы задается программа неудач и болезней. И наоборот: если этот голос постоянно одобряет, поддерживает, дает установку на счастье, здоровье, то все его процессы приходят в норму. Именно на этом механизме построена : Методика известного детского психиатра профессора Бориса Зиновьевича Драпкина «Мама-терапия» Фразы, которые надо произносить, - не случайные. Каждое слово продуманное и проверенное. Базовая часть внушения, состоящая из 4 блоков, полезна любому ребенку, даже самому здоровому и счастливому. 1- й блок - "витамин материнской любви": с помощью этих слов мама изливает свою любовь на ребенка. "Я тебя очень-очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты моя родная частичка, родная кровинушка. Я без тебя не могу жить. Я и папа тебя очень сильно любим". 2- й блок - установка на физическое здоровье. При легких недомоганиях одна эта "мама-терапия" может излечить без всяких лекарств. "Ты сильный, здоровый, красивый ребенок, мой мальчик (девочка). Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься. У тебя крепкие, здоровые сердечко, грудка, животик. Ты легко и красиво двигаешься. Ты закаленный, редко и мало болеешь". 3- й блок - установка на нервно-психическое здоровье, нормальное психическое развитие. "Ты спокойный мальчик (девочка). У тебя хорошие крепкие нервы. Ты терпеливый, ты добрый, ты общительный. Ты умный. У тебя хорошо развивается головка. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь. У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться. Ты хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь только хорошие добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь. У тебя хорошо и быстро развивается речь". 4- й блок отражает народную мудрость. Издревле мама брала больного ребенка, прижимала к себе и своей внутренней силой очищала его от недуга: "Отдай мне свою болезнь! " "Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности. (Далее мама называет конкретные проблемы ребенка.) Я забираю и выбрасываю твой плохой сон (если ребенок плохо спит). Я забираю и выбрасываю твои страшные сны. Я забираю и выбрасываю твою плаксивость. Я забираю и выбрасываю твою нелюбовь к еде. (И заключительная фраза на мажоре.) Я тебя очень-очень сильно люблю". Лучше всего заниматься новой методикой, когда ребенок спит. Он прекрасно запомнит, что мама говорила ночью. Итак, через 20-30 минут после того как малыш заснул, садитесь к его кровати и проговаривайте каждую фразу. В конце можно использовать легкое прикосновение к малышу или поцелуй. Делайте это каждый день: время - зависит от состояния ребенка. Ни высокая температура, ни другие проявления болезни противопоказаниями не являются. А вот если сама мама не в форме - заболела, взвинчена, - сеанс лучше отменить. Даже оградив ребенка от эмоционального дискомфорта мы не в силах изменить все вредно влияющие факторы. Дети могут болеть. Как же облегчить их страдания, ускорить выздоровления. Можно использовать Мама-терапию. Кроме использование данной терапии, можно использовать лечение игрой. Это не только поднимет жизненный тонус больного ослабленного ребенка, но и поможет вам эмоционально сблизиться с ним. Часто дети бывают не настолько здоровы, чтобы выйти на улицу и поиграть, и не настолько больны, чтобы оставаться в постели. В таком состоянии ребенок чувствует себя плохо не только потому, что болен, но и потому, что ему скучно. Постоянное сидение перед телевизором утомляет его, и он начинает хандрить. Плохое настроение может распространяться на других членов семьи быстрее, чем инфекция. Есть много способов заставить работать мысли и воображение больного ребенка. Не позволяйте ему становиться пассивным и безучастным, если он может занять и развлечь себя. (Конечно, если ребенок болен серьезно, ему необходим покой и сон.) Полезный совет: если вашему ребенку захочется что-нибудь мастерить лежа в постели, дайте ему широкий поднос или крышку от большой коробки и еще подложите под них старое полотенце или простыню, чтобы не запачкать постель. Кроме игр в которые вы всегда играете дома существуют специализированные игры которые направленны на оздоровление детей при каком-то конкретном заболевании. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет. Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искреннюю радость и у детей, и у родителей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку "уйти" в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви и заботы. Это является мощнейшим терапевтическим фактором. Я верю. Что при большом желании и труде в каждой семье можно создать обстановку, в которой дети будут здоровыми, даже если ваша семья неполная. Приложение 6. Загадки. Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша... (мама) Днем работает она, Вечером она — жена, Если праздник, она — дама, Кто же это? — Моя... (мама) Кто стирает, варит, шьет, На работе устает, Просыпается так рано? — Лишь заботливая... (мама) Фотография стоит В золотистой рамочке, Чей взгляд солнцем согревает? Взгляд любимой... (мамочки) Ты трудилась, ты устала И совсем не отдыхала, Буду солнышко просить Утром в окна не светить: — Не вставай так рано, Не буди ты... (маму) Кто любимей всех на свете? И за всю семью в ответе? От зарплаты до зарплаты Что б мы делали без... (папы) Кто же трудную работу Может делать по субботам? — С топором, пилой, лопатой Строит, трудится наш... (папа) Кто научит гвоздь забить, Даст машину порулить И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым? Все вы знаете, ребята, — Это наш любимый... (папа) Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша... (бабушка) Кто всю жизнь работал, Окружал заботой Внуков, бабушку, детей, Уважал простых людей? На пенсии уж много лет Нестареющий наш... (дед) Кто веселый карапузик — Шустро ползает на пузе? Удивительный мальчишка — Это младший мой... (братишка) Кто любит и меня, и братца, Но больше любит наряжаться? — Очень модная девчонка — Моя старшая... (сестренка) ЧИСТОГОВОРКИ НА ТЕМУ: «МОЯ МАМА» Ама-ама-ама - у меня есть мама ра-ра-ра - к маме мне идти пора ду-ду-ду - а я к мамочке иду шо-шо-шо -вместе с мамой хорошо за-за-за - у мамы добрые глаза жу-жу-жу-с мамой в парк гулять хожу арки-арки – арки - мамины подарки ок-ок-ок- для мамочки цветок ки-ки-ки- мама вяжет мне носки ан-ан-ан – сшила мама сарафан лю-лю-лю – очень мамочку люблю ты-ты-ты – подарю маме цветы ги-ги-ги- мама жарит пироги ла-ла-ла- Мила маме помогла арф-арф-арф- вяжет мама шарф ач-ач-ач – купила мама мне калач умка-умка – умка – у мамы новая сумка «СЕМЬЯ» АМА – АМА – АМА - у меня есть мама АПА – АПА – АПА – мой любимый папа УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ – добрая бабуля УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ - старенький дедуля ГИ – ГИ – ГИ - бабуля печет пироги УЛ – УЛ – УЛ - папа чинит стул ЗЕТУ – ЗЕТУ – ЗЕТУ - дедуля читает газету РА – РА – РА - младшая сестра АТ – АТ – АТ - мой любимый брат АТ – АТ – АТ - у меня есть брат ВУ – ВУ – ВУ - сестренку позову РОЙ – РОЙ – РОЙ – поиграю я с сестрой ЗЬЯ – ЗЬЯ – ЗЬЯ – мы с братишкою друзья ЛА – ЛА – ЛА - тетушка пришла АЙ – АЙ – АЙ – дядюшка пьет чай ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - я люблю свою семью МЬЯ – МЬЯ – МЬЯ – моя дружная семья Пальчиковая игра «Дом» -У дома есть крыша, ( Руки треугольником над головой.) У дома есть окно, (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник.) У дома есть дверь, (Ладони перед грудью А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак .) Кто его открыть бы смог? ( I кжрутили скрещенными в замок пальцами.) Тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте - я ваш друг! (Кулачком стучат по ладони.) Русская народная игра «Бабушка Маланья» У Маланьи, у старушки, Жили в маленькой избушке, Семь сыновей, Все без бровей, (Дети идут по кругу, взявшись за руки) С такими ушами, (Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, руки в стороны) С такими глазами, («Бинокль») С такой бородой, (Руки вниз с наклоном) С такой головой. (Руки над головой полукругом) Ничего не ели, на нее глядели, Делали вот так. (Присаживаются на корточки, подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое-нибудь движение, все повторяют). Подвижная игра с речевым сопровождением «Кто живет у нас в квартире?» Педагог находится в центре круга, он произносит текст и показывает движения, которые дети повторяют. Кто живет у нас В квартире? ^ Шагают на месте. Раз, два, три, четыре. Будем мы сейчас считать — Раз, два, три, четыре, пять! Хлопают в ладоши. Мама, папа, брат, сестра — Сосчитаю всех едва! Выполняют «пружинку», руки на пояс. Самый главный — это я, Прикладывают руки к груди. Вот и вся моя семья! Поднимают руки вверх, затем медленно опускают вниз. Физминутка «Мама спит» Дети идут на носочках Маме надо отдыхать Маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, Маму я не разбужу. Дети идут на пяточках. Я на пяточках хожу, маму я не разбужу. Моих пяток слышен стук: Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Мои пяточки идутМеня к мамочке ведут. Дети подходят к воспитателю.