Основная образовательная программа дошкольного образования по ФОП.
Описание образовательной программы
Федеральная программа позволит объединить обучение и
воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик
дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных
ценностей.
Федеральная образовательная программа (далее – ФОП)
позволяет реализовать несколько
основополагающих функций дошкольного
уровня образования :
— обучение и
воспитание ребенка дошкольного
возраста как
гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
— создание единого ядра содержания дошкольного
образования (далее — ДО), ориентированного на приобщение
детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям
российского народа,
воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру
своей семьи, большой и малой Родины;
— создание единого федерального
образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до
поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным
представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
ФГОС ДО и ФОП являются
основой для
самостоятельной разработки и утверждения дошкольной образовательной
организацией образовательных программ дошкольного образования (далее —
Программа), обязательная
часть которых должна соответствовать ФОП и оформляется в виде ссылки на нее.
ФОП определяет объем обязательной части этих Программ в
соответствии с ФГОС ДО — не менее 60% от общего объема программы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
— не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных,
социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых
осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор
парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми,
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а
также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.
Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО
Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов
ФОП.
ФОП включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа
воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный
календарный план воспитательной работы и иные компоненты .
ФОП включает три раздела — целевой, содержательный и организационный.
В целевом разделе представлены: цели, задачи, принципы ее
формирования; планируемые результаты освоения ФОП в младенческом, раннем,
дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения ФОП; подходы к
педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел включает задачи и содержание образовательной
деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп
обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания
вариативных форм, способов, методов и средств реализации ФОП, предусматривает
приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском
обществе.
Организационный раздел включает описание психолого-педагогических и
кадровых условий реализации ФОП; организации развивающей предметно-пространственной
среды (далее — РППС) в ДОО; материально-техническое обеспечение Программы,
представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, федеральный
календарный план воспитательной работы .
Вся программа ориентирована на «разностороннее развитие
ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа,
исторических и национально-культурных традиций» — так обозначено в
пояснительной записке.